Математическое моделирование процесса изменения содержания информационного пространства социума (29.03.16)

Начало семинара в 17.00

В докладе предлагается подход к моделированию процесса изменения содержания информационного пространства (ИП) социума с учетом силы информационного воздействия на его структурные элементы .

Современная система массовых коммуникации социума, рассматривается автором, как сложно-структурированная – социально-телекоммуникационная система (СТС), где социальные группы людей интегрированы с телекоммуникационными системами в многоканальной коммуникационной парадигме.  Автор выдвигает гипотезу, что информационное пространство современного общества, может быть описано динамикой содержания информационных сообщений, распространяемых с использованием средств массовой коммуникации.

Задача, по определению минимальных структурных элементов содержания информационного сообщения, единиц их измерения и оценки в данных единицах количественных и качественных характеристик информационного пространства, решается  автором благодаря синтезу методов когнитивной лингвистики на базе n-gramm (Харрис,  Гензер, Чарняк), подходов культурной эволюции – меметики (Докинз, Броди, Блэкмор), вероятностной моделью языка (Налимов), теории информационного противоборства (Расторгуев) и теории системно-когнитивного анализа (Луценко) .

В частности, автор, в отличии от лингвистических единиц сем/семема, определяет – мем, как единицу пригодную для фиксации наследственности смыслового содержания ИП СТС. Этот подход обусловлен частотой изменений содержания сообщении — она много выше чем частота появления семем (от нескольких дней). Использование мемов, позволяет зафиксировать более кратковременные изменения (от 1 часа) в содержании сообщений. Дополнительно, автор обосновывает, границы мема – как единицу больше 2-ух лексем, но меньше мемплекса – 2-ух и более мемов, передаваемых совместно.
В тоже время, хорошо зарекомендовавший на практике математический аппарат n-gramm (в компьютерных системах обработки сообщении на естественном языке), используется автором для трактовки мема как единицы наследственности содержания ИП СТС, находящейся в интервале между  биграммой и триграммой, а составной элемент из мемов — мемплекс – как единицу модели знаний. Данный подход, позволяет использовать математический аппарат n-gramm для оценки вероятности существования мема в информационном пространстве, а также определения законов эволюции моделей знаний. Новизна подхода автора заключается и в рассмотрении содержания ИП СТС, как эволюционирующей во времени системы семантических связей мемов.

В качестве направления для дальнейших исследовании, автор предлагает подходы: а) к  оценке силы информационного воздействия на единичные элементы ИП СТС, определяемую через вероятность нахождения (появление или гибель) мема в информационном пространстве; б) к прогнозированию содержания информационного пространства, с учетом уровня системности/эмерджетности моделей знаний (мемплексов).

Кроме теоретического материала, автором представлены результаты анализа информационного пространства русскоязычного сегмента ИП СТС (3 000 публикации за июль–август 2014 года), полученные с использованием предлагаемого им подхода. Результат анализа содержит расчеты вероятностей, агрессивности и силы воздействия для ТОП 30 из 600 выявленных мемов в русскоязычном сегменте ИП СТС.

Структура доклада

  1. Введение. Роль информационного пространства в жизнедеятельности социума;
  2. Определение понятийного аппарата: социально-телекоммуникационная система, план содержания и план выражения, цифровое информационное пространство социума;
  3. Эволюционная модель наследственности содержания информационных сообщении;
    • Постановка задачи
    • Лингвистика, семы и лексемы
    • Меметика, мемы и мемплексы
    • Математические модели в корпусной и когнитивной лингвистике;
    • Синтез аппарата меметики и мат. методов лингвистики;
    • Определение силы информационного воздействия на мемы и мемплекы
    • Тестирование модели на реальных данных
    • Выводы.

Докладчик: Артёмов Артём Анатольевич

Презентация: pdf

Comments are closed.